Вождь на отдыхе
9 октября 2006 года

Мне не до шуток! И недели не прошло как Бабай обосновался на отдых в солнечной Анталии, а "РТ" уже сообщила читателям о том, что состоялся телефонный разговор между главой Турции и Шаймиевым. Но и это еще не все. Рядом помещен репортаж, в котором до читателей доносится такая волнующая мысль: "Премьер-министр РТ передал камазовцам поздравления Президента, который, хотя и находится в отпуске, проявляет интерес к их проекту". Тридцатью строками ниже вновь ссылки на МШШ, который и в отпуске не щадит себя: "Президент призвал учиться на примере Набережных Челнов".Одним словом, как говаривали еще в совковые времена, "там, где вождь, там - успех, там - победа!". Роль нынешнего вождя для граждан республики играет Минтимер Шаймиев.

"Восточный экспресс" вышел недавно с аршинным заголовком на первой полосе: "Министры ударились в бега". В биологии это называется мимикрией, представляющей собой вид покровительственной окраски и формы, способствующих сохранению животного в борьбе за существование. В условиях тоталитарных режимов журналистская мимикрия способствует сохранению СМИ, но противодействует распространению собственно информации. В сообщении, опубликованном под вышеупомянутым заголовком, читатель не найдет ничего такого, чего он был вправе предвкушать от заголовка. Наоборот, он узнает, насколько хороши и душевны местные чиновники.

Однако не зря же старую русскую пословицу именно у нас переделали на новый лад: "Услужливый журналист для своих хозяев опаснее врага". "ВЭ" взялся перепечатывать книгу Рафаиля Хакимова, советника местного президента. В обозреваемом номере опубликован отрывок, в котором советник с восхищением рассказывает о Швейцарии и швейцарцах. Меня позабавила следующее наблюдение: "В Швейцарии вы не увидите дорогих машин, это неэкономно, а потому неприлично. Официальную делегацию Татарстана возили на электричке". А финал швейцарских заметок, вытекший само собой из швейцарских наблюдений, меня просто поразил. В финале советник называет своего босса так: "Видимо, он тоже швейцарец".

Перепечатка книги советника продолжилась и в следующем номере. Советник рассказывает о том, о чем президент РТ, как я уверен, хотел бы забыть, - о государственных контактах с боевиками Дудаева-Масхадова. Напомню, что десять лет назад МШШ привез в Казань Аслана Масхадова. И на созванной по такому случаю пресс-конференции я спросил американцев, почему-то сопровождавшей татарскую делегацию, каково им было пожимать руку международному террористу Басаеву, которого Масхадов только что назначил премьер-министром независимой Ичкерии. Вместо стушевавшихся американцев отвечать на мой вопрос взялся сам Масхадов. Он заявил, что пожать руку национальному герою Басаеву - это большая честь для всех, не только для американцев. Молчание нашей делегации было согласием с таким заявлением.

Свой чеченский отрывок Хакимов закончил так: "Так что был и наш вклад в этот процесс примирения" (речь идет о так называемых хасавюртовских соглашениях). Вспоминается старинное стихотворение: "Вот в воинственном азарте Воевода Пальмерстон Поражает Русь на карте Указательным перстом". Горький осадок воспоминаний не растворяет даже такое смехотворное наблюдение советника: "Кругом растут незабудки, между ними мины, которые называются "лягушками", видимо, потому что зеленые". Да вовсе не оттого мины называются "лягушками", что они зеленые - мина эта подпрыгивает, если на нее наступить, и взрывается на уровне пояса, не оставляя наступившему на нее ни малейшего шанса выжить.

Всего вам доброго.

Камо ГРЯДЕШЕВ, «Честное слово»